Трудности в обучении детей-билингвов и пути их преодоления

Детский билингвизм – это способность ребенка с раннего возраста в одинаковой степени успешно изъясняться на двух языках. Знание двух языков, вне всякого сомнения, никому еще не вредило – это расширяет горизонты и открывает новые перспективы перед взрослым человеком. Но ребенку активное использование сразу двух языков может доставлять сложности.

В нашей школе дистанционного обучения через скайп обучаются дети-билингвы и даже дети, которые владеют с маленького возраста уже 4мя языками! Совершенно спокойно изучают несколько языков, быстро переключаются с одного на другой и все понимают!

79

При правильном подходе родителей к воспитанию и образованию ребенка можно избежать всех сложностей билингвизма.
Проблема 1: Смешивание языков
Применительно к детскому билингвизму смешивание языков – это неосознанное использование звуков или лексических единиц одного языка при общении на другом.
Чем чревато?
В раннем возрасте фонетическая и грамматическая языковая база, а так же словарный состав проходят фазу активного развития, и системность в этот период приобретает особую важность. Если в раннем возрасте у ребенка не сформировать четкое понимание «этот звук используется в английском», «это слово – в русском», то в младшем школьном и подростковом возрасте у него будут сложности в освоении как государственного, так и иностранного языка. Кроме того, смешение языков вызывает задержку в развитии речи ребенка.
Как избежать проблемы?
При воспитании юного билингва следует придерживаться прописной истины «Один язык – одна ситуация». Ребенок должен знать, что с мамой он говорит на английском, а с папой – на русском. Что на улице с родителями он общается на русском, а дома – на, предположим, армянском. Ни в коем случае нельзя давать ребенку поблажку «и так ведь все понятно» — этим родители оказывают ему медвежью услугу.
Проблема 2: Скорость овладения языками и развития речи снижается
Ребенок, который в юном возрасте усваивает два языка, сталкивается с двойным объемом информации: грамматики, фонетики, лексики и имеет трудности с их освоением. Сниженная скорость развития речи – естественная трудность для билингва и сама по себе не представляет проблемы, а просто нуждается в повышенном внимании родителей и логопедов.
Чем чревато?
Замедленное усвоение языка снижает скорость развития речи и усложняет коммуникацию ребенка с окружающими его сверстниками и взрослыми. Такой ребенок позже сверстников начинает говорить членораздельными словами и складывать слова в предложения. Это становится причиной беспокойства со стороны родителей ребенка-билингва.
Как избежать проблемы?
Более медленное развитие речи у билингва – явление вполне обыкновенное, более того – абсолютно естественное, ведь детскому мозгу приходится обрабатывать двойной объем информации. Худшее, что родители могут сделать в этой ситуации – давить на ребенка, критиковать его и сравнивать со сверстниками («Посмотри, как Маша хорошо говорит, а ты еле-еле по слогам читаешь»). Наиболее оптимальным поведением с их стороны будет гармоничное развитие двух языков, предотвращение смешивания и регулярные консультации у логопеда-специалиста по билингвизму.
Овладение двумя языками – это труд, особенно для детского мозга. Но при правильно подходе родителей, ребенок, начиная говорить, уже может свободно заговорить на 2ух языках. Подтверждением тому являются двуязычные семьи, где родители являются носителями разных языках.

Поэтому, если вы воспитываете ребенка-билингва, помните об этом, не торопите ваше чадо и всячески ему помогайте.

Советуем прочитать:

«Обучение детей-билингвов онлайн через Скайп»

«Билингвизм — преимущества и проблемы»