Обучение детей-билингвов онлайн через Скайп

У Вас интернациональная семья и вы живете в стране жены или мужа, но хотите, чтобы Ваш ребенок знал русский язык и русскую культуру? Или обстоятельства сложились так, что в скором времени придётся переезжать на постоянное место жительства в Россию и Ваш ребенок пойдет в русскую школу? Сегодня Ваш ребенок может заниматься с преподавателями из России, по российской программе находясь в другой стране. Все что Вам для этого потребуется это интернет и программа Skype.
Новые технологии раскрывают границы. Теперь ребёнок может получить все необходимые знания и качественное российское образование, не выходя из дома!
Наша школа дистанционного обучения онлайн «A-School» уже много лет успешно работает с русскими детьми, проживающими за рубежом. Дети из разных стран, таких как: Франция, Финляндия, Италия, Сингапур, Турция, Германия — занимаются с преподавателями по различным предметам школьного курса: русский язык, литература, история, математика, физика и др.

Занятия с по русскому языку для иностранных детей через Скайп

Самый популярным из них является русский язык для иностранцев (РКИ). Распространенные проблемы, с которыми сталкиваются наши преподаватели русского языка при работе с подобными учениками заключаются в следующем:

1. Непонимание лексического значения многих слов;
2. Путаница в предложно-падежных, родовых и временных формах;
3. Проблема правильного (осмысленного) порядка слов в предложении. А это является одним из важнейших аспектов, потому как разный порядок слов может нести разные значения.

На начальном этапе обучения необходимо выявить, что ребенок уже знает. Самое главное в таком обучении – наглядность. Преподаватель много работает над подбором материала для каждого урока. Здесь необходимо учитывать страну проживания, уровень подготовки, цель обучения и желание самого ученика. Каждый следующий шаг в обучении делать интересным, интригующим, тогда у ученика появляется интерес, а что же будет дальше. Преподаватель должен быть тактичным и терпеливым.
Если ребенок не находится в русскоязычной среде, между занятиями рекомендуется больше общаться с русским родителем, проговаривать непонятные слов с последующим их обсуждением. Задавать побольше вопросов ребенку, касающихся лексики. Просить его четко и внятно выговаривать окончания. В обязательном порядке в программу обучения иностранных детей включается изучение русской литературы.

Опыт обучения

Для того, чтобы урок по скайпу прошел успешно, он должен быть продуман до мелочей, тщательно подготовлен, рассчитан по минутам, декорирован и снабжен элементами игры. Методика обучения русскому языку билингвов включает 4 принципа обучения: дидактический, 164_largeметодический, лингвистический и психологический. Рассмотрим их. Дидактический принцип — наглядность, доступность, креативность, индивидуализация. Методический — коммуникативность, учет уровня владения языком, поэтапность, системность организации учебного процесса. Психологический принцип — это отношения учащегося к предмету, к преподавателю, условия, в которых он пребывает на момент обучения. Определенную трудность учителя испытывают в применении лингвистических принципов обучения с т.з. минимализации используемого материала.
В школе 4 педагога, обучающих русскому языку детей-билингвов и являющихся носителями этого языка как родного. Говоря о применяемых ими методах, обеспечивающих освоение языка, можно выделить общие и частные. Под общими подразумеваются: демонстрация наглядного материала, объяснение, совместное осмысление, отработка в практике, коррекция и оценка (предельно позитивно сформулированная). К частным относятся, прежде всего, комбинированные методы, такие как аудиовизуализация, сопоставление, коммуникативность, личная активность.
В целом следует отметить, что работа с учениками-билингвами требует от преподавателя, обучающего по скайпу, не просто дополнительных временных затрат и эмоционального участия, но и расширения границ собственного профессионализма. Учитывая то обстоятельство, что универсального метода преподавания РКДР билингвам нет, каждый преподаватель вынужден прибегать к педагогическому творчеству, находчивости и смекалке. И самое главное, никакие знания, умения и навыки не будут гарантировать успех в образовательном процессе, если преподаватель сам не состоялся как личность в поликультурном обществе. Именно личностные качества и открытость преподавателя являются незаменимыми помощниками в преодолении трудностей, которые неизбежны в преподавании РКИ и РКДР.
Приведем пример из практики одного из наших преподавателей. На урок вышли сразу 2 ученика: одному 14 лет, другому 9 лет. Уровень знания русского языка различен: у старшего – А2, у младшего — А1, при этом активность старшего усугубляет инертность и леность младшего. Разделить детей родители не хотят. Сложность в том, чтобы удержать весь урок внимание обоих детей. Для этого используются разные методы: наглядность – пошаговое введение слайдов (основной ряд), дополнительные аудио- и видеоматериалы, невербалика (жесты и мимика педагога). При этом старший ребенок выполняет роль одновременно и ученика, и помощника, переводит, помогает педагогу.
Laptop_Headset_H555В заключении следует отметить, что совокупность методик, программ в сочетании с педагогическим талантом и профессионализмом преподавателей плюс живая поддержка и помощь со стороны родителей детей-билингвов дает возможность успешно и продуктивно проводить уроки.
В процессе работы с детьми-билингвами у нас возникла мысль проработать еще одну методику — контакт обучающихся детей-ровесников в скайпе. Общение будет проводиться по методике онлайн-тандемов. Данный метод позволит оценить работу преподавателя, расширит круг общения учеников, укрепит знания русского языка. Повысит интерес к обучению у детей в условиях конкуренции, т.к. такие занятия будут сопровождаться поощрением как со стороны школы, так и со стороны родителей.

Дружба, общение и обучение онлайн

Безусловно, существует ещё целая масса нюансов. К примеру, один из очень распространённых – замкнутость ребёнка. Преподавателю приходится провести отдельную работу по раскрепощению, онлайн-социализации ученика, войти к нему в доверие и даже подружиться. Наша практика показывает, что только в этом случае можно добиться самых лучших результатов, которые дадут свои позитивные плоды в будущем.