Билингвизм — преимущества и проблемы

55fa9d97c066e_55fa9d97c06d7При воспитании ребенка семьей, в которой активно используются два разных языка (например, один из родителей иностранец, а другой – местный житель; или если родители принадлежат к национальным меньшинствам и дома говорят на своем родном языке, а в обществе – на государственном языке страны проживания), сталкиваются с такой проблемой, как детский билингвизм.

Особенности билингвизма

Разумеется, сам феномен билингвизма не является проблемой – свободное владение двумя языками очень пригодится ребенку в будущем. Дети-билигвы, занимающиеся у нас в школе онлайн, уже с 5 лет говорят на 4-ёх языках. И это несомненно отлично!

По нашим наблюдениям небольшая проблема состоит в том, что ребенок, с раннего возраста начавший освоение двух языков, может столкнуться с трудностями в наборе словарного запаса и грамматического минимума. Кроме того, на раннем этапе усвоения билингв не отличает один язык от другого и с большой вероятностью может изъясняться на суржике. Из-за необходимости освоения двух лингвистических систем дети-билингвы, как правило, начинают говорить позже, чем их сверстники, использующие один язык.
Однако, при правильном подходе все эти трудности легко преодолимы. Если вы воспитываете билингва, следуйте этим несложным советам, и вы существенно облегчите жизнь своему ребенку:

1. Если мать и отец говорят с ребенком на разных языках, следите за соблюдением модели «один родитель – один язык». В этом случае ребенок с меньшей вероятностью будет смешивать два языка, не полагаясь на то, что его и так поймут.

2. Обеспечивайте равномерное развитие двух языков. Лексики, которая обычно используется в быту, недостаточно для овладения языком. Смотрите с ребенком мультики, читайте книги, разучивайте скороговорки, стишки и песенки, играйте на каждом из используемых языков – это обеспечит более быстрое развитие словарного запаса.

3. Поддерживайте в ребенке мотивацию для освоения обоих языков. Для того чтобы ребенок более успешно осваивал язык, у него с ним должны быть приятные ассоциации. Согласитесь, что если один родитель использует свой язык в большинстве случаев для того, чтобы ругать ребенка, а второй – для игры и других приятных видов времяпровождения, ответ на вопрос о том, какой язык будет усваиваться более успешно, очевиден.

4. Не ругайте ребенка за неправильное произношение или использование грамматической конструкции – мягко исправьте его, переспросив «Наверное, ты имел в виду…?» и повторите с ним правильный вариант.

Родители, воспитывающие детей-билингв, единогласно рекомендуют при общении с ребенком использовать несложную, но полезную хитрость: когда у ребенка появляется новая игрушка, можно связывать ее с одним из языков – например, убедить ребенка, что этот плюшевый медведь приехал из Англии и понимает только по-английски.

В целом, билингвизм открывает перед ребенком обширные перспективы: у детей, с раннего возраста знающих два языка, быстрее развиваются познавательные процессы, мышление становится более гибким и креативным. Кроме того, билингвизм – отличная база для дальнейшего образования ребенка: как показывают исследования, дети-билингвы усваивают школьную программу более успешно, чем их сверстники-монолингвы (причем не только языки). Поэтому, если у вас есть возможность научить ребенка второму языку – обязательно ею воспользуйтесь!

Советуем прочитать статьи: Обучение детей-билингвов